Исследование функций приема, хранения и переработки информации

За восприятие, хранение и переработку информации отвечает второй блок мозга. Это относится ко всем органам чувств.

Кора головного мозга состоит из трёх типов полей:
первичные, вторичные и третичные.

  • Первичные поля отвечают непосредственно за восприятие информации от всех органов чувств. Каждый анализатор имеет свой участок в коре мозга.
  • Вторичные поля перерабатывают полученную информацию. Благодаря им мы получаем достоверную информацию о реальности.
  • Третичные поля соединяют всю информацию в единое целое и мы получаем общую картину окружающего мира.

Признаки несформированности 2 блока мозга
картинка

Специалисты называют следующие признаки, свидетельствующие о нарушении восприятия, переработки и хранения информации:

  • нарушение пространственных представлений (может проявляться в пропуске слов, абзацев при чтении);
  • несформированность сенсомоторных координаций (рассогласованные действия глаз и рук);
  • нарушения мелкой моторики;
  • однотипность движений.

Последствия нарушения 2 блока мозга

  1. Нарушение восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).
  2. Нарушение пространственных представлений.
  3. Нарушение фонетико-фонематических процессов.
  4. Нарушение моторики (общей, кистевой, артикуляционной).
  5. Нарушение понимания обращенной речи.
  6. Нарушение памяти и мышления.

Нейропсихологическая коррекция нарушений
картинка

Коррекция нарушений активной сознательной психической деятельности заключается в регуляции поведения, составлении плана и программы действий и контроле за их выполнением. С ребенком, неспособным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания.

Нейропсихологическая коррекция будет включать в себя следующие этапы:

  1. Непроизвольная концентрация и удержание внимания.
    Если у ребенка отмечаются выраженные нарушения концентрации внимания, важно найти ту деятельность, к которой ребенок способен и которая ему нравится – это может быть простая манипулятивная игра, некоторые дети могут сосредоточиться на сенсорных ощущениях или определенное время внимательно слушать музыку. Если занятия проводятся регулярно и это приятное переживание постоянно повторяется, ребенок запоминает комфортную ситуацию, стремится повторить это ощущение, ждет, когда снова наступит время занятия.
  2. Введение простой программы, контролируемой педагогом.
    Постепенно ребенок начинает замечать другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Игра, доступная ребенку, постепенно усложняется – в ней появляются новые детали, она занимает большее время. Знакомые операции объединяются в простую последовательность, которая постепенно усваивается ребенком. Появляется программа действий, выполнение которой сначала контролирует педагог.
  3. Составление программы действий совместно с ребенком.
    В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему.
  4. Усложнение программы.
    Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько деталей. Это возможно, если ребенок доверяет взрослому и знает, что тот предлагает интересные вещи, а не скучные задания. Часть деталей будет предлагать педагог, другие – придумывать сам ребенок, придерживаясь выбранного сюжета. Важно, чтобы требования педагога подчинялись контексту выбранной игры, чтобы ребенок принял эти требования.
  5. Действия, которые включены в игру, также усложняются.
    Ребенок выполняет указания педагога, зная, что после этого будет играть в знакомую интересную игру.
    Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.
  6. Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.
    По мере развития произвольной регуляции собственного поведения и способности к самоорганизации ребенок может выполнять все больше предложений и инструкций педагога. Сначала все они подчинены общей игре, ребенок выполняет их из интереса. Постепенно задания «удаляются» от игры, но их содержание все еще связано с сюжетом: ребенку предлагается нарисовать машину, в которую он так любит играть, вспомнить, что еще может ездить по дороге и т. д.
    Постепенно у ребенка появляются любимые задания, которые он выполняет с особенным удовольствием. Это уже не игры, в которых участников интересует процесс, а задания, направленные на достижение результата (собранная или нарисованная картинка, бусы, придуманная история). Важно показать ребенку, что педагог доволен этим результатом, вовремя похвалить ребенка, а если возникли сложности – оказать необходимую помощь.