Как определить круг трудностей у ребенка

Под трудностями понимается весь комплекс учебных и неучебных проблем, которые приводят:

  • к отклонению в физическом и психическом развитии;
  • к нарушению социально-психологических адаптаций;
  • снижению успеваемости.

Проблемы трудностей обучения у ребенка исследуются в разных аспектах. Особую значимость приобрели психолого-педагогические средства, которые помогают выявить причины этих трудностей. Выделяются следующие группы причин:

  1. Умственная отсталость.
  2. Задержка психического развития.
  3. Нарушение слуха и зрения.
  4. Несформированность отдельных психических функций.

Зачем нужна нейропсихологическая диагностика
картинка

Нейропсихологическая диагностика объединяет в себе знания психологии, анатомии, физиологии и неврологии. Такой междисциплинарный подход позволяет подобрать коррекционную методику, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, с конкретным знанием “слабой стороны”, что дает возможность контролировать и прогнозировать результат коррекции.

Основное отличие нейропсихологических методик от других методов диагностики состоит в том, что оценивается не показатель “сделал-не сделал”, а то “как сделал”, за счёт каких мозговых звеньев и механизмов.

Нейропсихологический подход позволяет решить любую проблему в обучении, которая поддается коррекции. Он основан на:

  • диагностике “слабых” психических функций;
  • индивидуальном подходе к ребёнку.

Нейропсихолог пользуется следующими методами:

  • тестовые методы;
  • метод “следящей диагностики”(Н.М. Пылаевой);
  • оценка поведения на уроках и переменах;
  • оценка выполнения школьных заданий.

Классификация трудностей обучения у ребенка

1. Трудности программирования и контроля
картинка

Слабость функций программирования и контроля проявляется следующими признаками:

  • трудности вхождения в задание (урок начался - ребёнок ещё мыслями на перемене);
  • трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания (забывает или дополняет лишним инструкции учителя, например);
  • трудности построения программы, её упрощение;
  • повторение программы или её частей, т.е. инертность (не может вовремя остановиться при выполнении задания);
  • импульсивность, легкая отвлекаемость;
  • трудности контроля за выполнением задания (не замечает своих ошибок, даже нелепых);
  • трудности переключения на другое задание (при переходе от примеров на сложение к примерам на вычитание продолжает складывать, т.е. действовать по предыдущей программе).

Все эти трудности можно увидеть в любой деятельности ребенка, в том числе они очень заметны при анализе тетрадей ребёнка.

Типичные ошибки при регуляторной дисграфии:

  1. Пропуск элементов букв, букв, слогов, слов.
  2. Персеверации (повторы) элементов букв, букв, слогов, слов.
  3. Антиципации или опережения программы в словах («знёзда» - гнёзда, «холхозные» - колхозные).
  4. Контаминация (слияния) двух слов в одно (“всё ещё” - «всёщё»).
  5. Трудности выделения предложений и слов (пропуск точек, больших букв, слитное написание предлогов).
  6. Обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.

2. Трудности переработки слуховой и кинестетической информации
картинка
Трудности переработки слуховой информации и фонематического анализа определяются синдромом слабости левополушарных функций II блока.

Данные трудности проявляются следующим образом:

  • трудности звуковосприятия и звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • обеднённый словарь (трудности называния, поиски слов, вербальные замены, частое использование местоимений и обобщающих слов);
  • снижение слухоречевой памяти, которое, в том числе, может обнаружиться на письме (пропуск отдельных слов, особенно однородных членов предложения).

Сложнее всего таким детям даётся информация на слух — в диктантах, задачах в устной форме. При письме такие дети тоже будут допускать специфические ошибки, называемые акустико-артикуляционной дисграфией.

Типичные ошибки при акустико-артикуляторной (фонематической) дисграфии следующие:

  1. Ошибки слухового выбора:
    • смешение и замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких "б – п, з – с, рь – р").
    Например, "пободались/попадались", "на сорке/на зорьке", "дебпло/тепло".
  2. Ошибки кинестетического выбора (связаны с трудностями артикуляции):
    • смешение звуков, близких по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н);
    • смешение букв, близких по написанию (у —и, щ – ш, ж – х);
    • смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов).

3. Трудности переработки зрительно-пространственной и зрительной информации

картинка

Трудности переработки зрительной и зрительно-пространственной информации обусловлены синдромом слабости правополушарных функций II блока.

Данные трудности проявляются:

  • бедностью зрительных образов, рисунки очень обобщенные, при повторении не закрепление формы, а утеря;
  • трудностью опознания букв и цифр приводят к трудностям чтения (угадывающее чтение);
  • трудностью усвоения разрядного строения числа (путают 23 и 32); трудности решения примеров с переходом через десяток;
  • трудности понимания логико-грамматических и предложных конструкций;
  • трудностью удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста.

У таких детей с большим трудом закрепляется образ буквы и алгоритм её написания. И это, конечно, можно увидеть в своеобразных ошибках в тетрадях ребёнка, которые относятся к зрительно-пространственной дисграфии.

Типичные ошибки при зрительно-пространственной дисграфии:

  1. Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).
  2. Трудности удержания строки, колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова, устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.
  3. Трудности запоминания графического образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
  4. Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение),
  5. Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных,
  6. Нарушение порядка букв в словах,
  7. Слитное написание нескольких слов.

Понимание, какие ошибки встречаются статистически чаще при разных видах трудностей обучения может помочь в подтверждении диагностической гипотезы.