Под трудностями понимается весь комплекс учебных и неучебных проблем, которые приводят:
- к отклонению в физическом и психическом развитии;
- к нарушению социально-психологических адаптаций;
- снижению успеваемости.
Проблемы трудностей обучения у ребенка исследуются в разных аспектах. Особую значимость приобрели психолого-педагогические средства, которые помогают выявить причины этих трудностей. Выделяются следующие группы причин:
- Умственная отсталость.
- Задержка психического развития.
- Нарушение слуха и зрения.
- Несформированность отдельных психических функций.
Зачем нужна нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика объединяет в себе знания психологии, анатомии, физиологии и неврологии. Такой междисциплинарный подход позволяет подобрать коррекционную методику, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, с конкретным знанием “слабой стороны”, что дает возможность контролировать и прогнозировать результат коррекции.
Основное отличие нейропсихологических методик от других методов диагностики состоит в том, что оценивается не показатель “сделал-не сделал”, а то “как сделал”, за счёт каких мозговых звеньев и механизмов.
Нейропсихологический подход позволяет решить любую проблему в обучении, которая поддается коррекции. Он основан на:
- диагностике “слабых” психических функций;
- индивидуальном подходе к ребёнку.
Нейропсихолог пользуется следующими методами:
- тестовые методы;
- метод “следящей диагностики”(Н.М. Пылаевой);
- оценка поведения на уроках и переменах;
- оценка выполнения школьных заданий.
Классификация трудностей обучения у ребенка
1. Трудности программирования и контроля

Слабость функций программирования и контроля проявляется следующими признаками:
- трудности вхождения в задание (урок начался - ребёнок ещё мыслями на перемене);
- трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания (забывает или дополняет лишним инструкции учителя, например);
- трудности построения программы, её упрощение;
- повторение программы или её частей, т.е. инертность (не может вовремя остановиться при выполнении задания);
- импульсивность, легкая отвлекаемость;
- трудности контроля за выполнением задания (не замечает своих ошибок, даже нелепых);
- трудности переключения на другое задание (при переходе от примеров на сложение к примерам на вычитание продолжает складывать, т.е. действовать по предыдущей программе).
Все эти трудности можно увидеть в любой деятельности ребенка, в том числе они очень заметны при анализе тетрадей ребёнка.
Типичные ошибки при регуляторной дисграфии:
- Пропуск элементов букв, букв, слогов, слов.
- Персеверации (повторы) элементов букв, букв, слогов, слов.
- Антиципации или опережения программы в словах («знёзда» - гнёзда, «холхозные» - колхозные).
- Контаминация (слияния) двух слов в одно (“всё ещё” - «всёщё»).
- Трудности выделения предложений и слов (пропуск точек, больших букв, слитное написание предлогов).
- Обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.
2. Трудности переработки слуховой и кинестетической информации

Трудности переработки слуховой информации и фонематического анализа определяются синдромом слабости левополушарных функций II блока.
Данные трудности проявляются следующим образом:
- трудности звуковосприятия и звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- обеднённый словарь (трудности называния, поиски слов, вербальные замены, частое использование местоимений и обобщающих слов);
- снижение слухоречевой памяти, которое, в том числе, может обнаружиться на письме (пропуск отдельных слов, особенно однородных членов предложения).
Сложнее всего таким детям даётся информация на слух — в диктантах, задачах в устной форме. При письме такие дети тоже будут допускать специфические ошибки, называемые акустико-артикуляционной дисграфией.
Типичные ошибки при акустико-артикуляторной (фонематической) дисграфии следующие:
- Ошибки слухового выбора:
• смешение и замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких "б – п, з – с, рь – р").
Например, "пободались/попадались", "на сорке/на зорьке", "дебпло/тепло".
- Ошибки кинестетического выбора (связаны с трудностями артикуляции):
• смешение звуков, близких по произношению (ж – з, т – п, т – к, т – н);
• смешение букв, близких по написанию (у —и, щ – ш, ж – х);
• смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов).
3. Трудности переработки зрительно-пространственной и зрительной информации

Трудности переработки зрительной и зрительно-пространственной информации обусловлены синдромом слабости правополушарных функций II блока.
Данные трудности проявляются:
- бедностью зрительных образов, рисунки очень обобщенные, при повторении не закрепление формы, а утеря;
- трудностью опознания букв и цифр приводят к трудностям чтения (угадывающее чтение);
- трудностью усвоения разрядного строения числа (путают 23 и 32); трудности решения примеров с переходом через десяток;
- трудности понимания логико-грамматических и предложных конструкций;
- трудностью удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста.
У таких детей с большим трудом закрепляется образ буквы и алгоритм её написания. И это, конечно, можно увидеть в своеобразных ошибках в тетрадях ребёнка, которые относятся к зрительно-пространственной дисграфии.
Типичные ошибки при зрительно-пространственной дисграфии:
- Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).
- Трудности удержания строки, колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова, устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.
- Трудности запоминания графического образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
- Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение),
- Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных,
- Нарушение порядка букв в словах,
- Слитное написание нескольких слов.
Понимание, какие ошибки встречаются статистически чаще при разных видах трудностей обучения может помочь в подтверждении диагностической гипотезы.