Модуль №1. Процесс обработки сенсорной информации.
Что в модуле: Определение процесса обработки сенсорной интеграции и дисфункция сенсорной интеграции (Sensory Processing Disorders ) по Дж.Айрес.
В результате:
- Познакомитесь с теорией сенсорной интеграции, работой ЦНС, механизмом сенсорной интеграции (последовательностью этапов);
- Получите представление о признаках нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка и классификации нарушений процессов сенсорной информации.
Модуль №2. Тактильная система.
Что в модуле: Характеристики тактильной дисфункциии.
В результате:
- Познакомитесь с тактильной системой, с характеристиками тактильной дисфункциии;
- Проследите влияние тактильных ощущений на повседневные навыки;
- Поймете, как происходит выбор тактильных стратегий для дома, школы и дошкольных учреждений;
- Сформируете навык анализа конкретных случаев;
- Расширите базу тактильных активностей.
Модуль №3. Вестибулярная система.
Что в модуле: Характеристики вестибулярной дисфункции.
В результате:
- Познакомитесь с вестибулярной системой, с характеристиками вестибулярной дисфункции;
- Узнаете о влиянии вестибулярных ощущений на повседневные навыки;
- Сформируете навык анализа конкретных случаев;
- Расширите базу тактильных активностей.
Модуль №4. Проприоцептивная система.
Что в модуле: Характеристики проприоцептивной дисфункции.
В результате:
- Познакомитесь с проприоцептивной системой, с характеристиками проприоцептивной дисфункции;
- Познакомитесь с влиянием проприоцептивных ощущений на повседневные навыки;
- Сформируете навык анализа конкретных случаев;
- Расширите базу проприоцептивных активностей.
Модуль №5. Визуальная система.
Что в модуле: Характеристики визуальной дисфункции.
В результате:
- Познакомитесь с визуальной системой, с характеристиками визуальной дисфункции;
- Проследите влияние визуальных ощущений на повседневные навыки;
- Сформируете навык анализа конкретных случаев;
- Расширите базу визуальных активностей.
Модуль №6 Аудиальная система.
Что в модуле: Характеристики аудиальной дисфункции.
В результате:
- Познакомитесь с аудиальной системой и ее функциями, с характеристиками аудиальной дисфункции;
- Узнаете о влиянии аудиальных ощущений на повседневные навыки;
- Сформируете навык анализа конкретных случаев;
- Расширите базу аудиальных активностей.
Модуль №7 Система вкуса и запаха.
Что в модуле: Характеристики системы вкуса и запаха.
В результате:
- Узнаете о связи обонятельной системы с другими сенсорными системами, разберетесь в принципах её работы;
- Узнаете о работе системы вкуса и особенностях вкусовых ощущений;
- Поймете, как проявляются расстройства сенсорной модуляции систем вкуса и запаха;
- Узнаете о признаках, которые говорят о повышенной, пониженной сенсорной чувствительности и поиске ощущений; узнаете, как работать с каждым видом дисфункции;
- Научитесь не только понимать причину дисфункции, но и помогать детям и родителям удовлетворять потребности ребёнка приемлемым способом.
Научитесь работать с детьми:
- которые с трудом воспринимают запахи или нюхают всё подряд;
- которых трудно приучить к новой еде или которые готовы все попробовать на вкус;
- испытывающими сложности с глотанием, жеванием, или теми, кто все время что-то грызет и тянет в рот несъедобные предметы.
Модуль №8. Моторные навыки на основе ощущений.
Что в модуле: Диспраксия (угнетенное моторное планирование).
В результате:
- Поймете, из каких этапов состоит двигательное планирование и как праксис связан с другими сенсорными системами;
- Разберетесь, что такое диспраксия и из-за чего она возникает;
- Симптомы и проявления диспраксии в повседневной жизни;
- Поймете, почему детей с диспраксией учат только конкретным навыкам;
- Узнаете, какие нарушения праксиса бывают и какие используют методы диагностики;
- Научитесь формулировать цели, план коррекции, понимать роль специалиста на занятиях и дома, на прогулке;
- Сможете применять в работе стратегии для компенсации плохого моторного планирования у ребёнка.
Модуль №9. Методы обследования и диагностики нарушения сенсорной обработки.
Что в модуле: Сенсорный анамнез и сенсорный профиль.
В результате:
- Научитесь устанавливать доверительные отношения с родителями, чтобы они стали партнёрами в процессе сенсорной интеграции ребёнка;
- Узнаете, как специалист должен вести себя на встрече, строить диалог с родителями, чтобы встреча оказалась наиболее продуктивной и полезной;
- Научитесь составлять собственное мнение о состоянии ребёнка. Если оно будет отличаться от точки зрения другого специалиста, уметь грамотно обосновать свою позицию;
- Научитесь получать общую картину состояния ребёнка, объединив информацию из анкет, опросников, беседы с родителями, педагогами, другими специалистами;
- Научитесь анализировать видеоматериалы и проводить клиническое наблюдение уже на первой встрече с ребёнком.
Модуль №10. Мультидисциплинарный подход и семейно-центрированная модель.
Что в модуле: Работа с родителями и семьей. Общение между специалистом, родителями, педколлективом.
В результате:
- Поможете родителям найти ресурсы, чтобы наладить жизнь всей семьи;
- Научите родителей, как развивать ребёнка, сообщить диагноз близким, лучше понимать своего ребёнка, справляться с его проблемным поведением;
- Нацелите фокус внимания на родителей, чтобы вся семья получила максимум пользы от работы со специалистом, поможете встроить развивающие и помогающие стратегии в жизнь семьи;
- Узнаете, как стать специалистом, который помогает семье уверенно и эффективно;
- Научитесь выстривать работу в команде специалистов.
Модуль №11. Принципы терапии основанной на сенсорной интеграции.
В результате:
- Научитесь применять интегративный терапевтический подход, который помогает творчески подходить к коррекции, учитывать особенности и возможности каждого ребёнка;
- Научитесь отслеживать эффект от терапии и вовремя вносить изменения;
- Сможете применять в работе принцип следования за ребёнком, но при этом брать на себя ответственность за подбор материалов, среду и моделирование действий;
- Научитесь строить занятия, которые не утомят ребёнка, будут для него разнообразными и наиболее эффективными;
- Научитесь оснащать кабинет доступными материалами и оборудованием, рекомендовать их для домашнего использования в зависимости от сенсорных особенностей ребёнка;
- Поймете, какими должны быть сенсорные комнаты и уголки в детских учреждениях.
Модуль №12. Теория игры и сенсорная интеграция.
В результате:
- Узнаете, почему игра важна для ребёнка, из каких фаз она состоит и какие особенности характерны для каждого этапа;
- Научитесь применять сенсорную интеграцию в игре, делать процесс интересным, эффективным и индивидуальным для каждого ребёнка;
- Научитесь играть с детьми, которые избегают общения и не хотят играть, мотивировать их;
- Научитесь моделировать игровые навыки, чтобы закреплять полученные и формировать новые;
- Узнаете, как создавать игровую среду, которая поможет ребёнку стать более активным и иметь больше возможностей для выражения себя;
- Сможете использовать в работе и рекомендовать домой игры для развития сенсорных систем, бытовых навыков, самостоятельности и т.п.
Модуль №13. Сенсорная диета.
В результате:
- Узнаете, что такое сенсорная диета, её цели и принципы;
- Научитесь составлять и модифицировать сенсорную диету для каждого ребёнка, встраивать её в ежедневную жизнь семьи;
- Сможете прогнозировать результаты сенсорной диеты, сообщать о них родителям;
- Узнаете, как комбинировать успокаивающие, организующие и возбуждающие мероприятия для разных сенсорных систем в зависимости от сенсорного профиля ребёнка и предстоящей деятельности;
- Научитесь организовывать поддерживающую среду в дошкольных и школьных учреждениях, применять индивидуальные и групповые стратегии;
- Научите родителей адаптировать домашнюю среду под сенсорные потребности ребёнка.
Модуль №14. Сенсорная интеграция при аутизме и синдроме дефицита внимания.
В результате:
- Поймете, что происходит с сенсорными системами у детей с РАС и СВДГ;
- Узнаете, как проявляются признаки РАС, по каким критериям его диагностируют, какие степени расстройства выделяют;
- Научитесь помогать детям с РАС через работу с сенсорными системами;
- Узнаете, для чего дети с РАС используют самостимуляции, и научите их достигать тех же целей социально приемлемыми способами;
- Поймете причины и критерии, по которым ставят диагноз СДВГ, узнаете о типах этого расстройства;
- Узнаете, как особенности поведения детей с СДВГ связаны с их сенсорными системами;
- Будете владеть научно доказанной информацией о корреляции проявлений РАС и СДВГ;
- Узнаете об отличиях между РАС и СДВГ, от которых зависит терапия;
- Поймете особенности созревания и функционирования управляющих функций, узнаете об их компонентах.
Модуль №15. Самоорганизация.
Что в модуле: Общие успокаивающие, организующие и активизирующие техники.
В результате:
- Получите понятие о поведении и факторах, которые влияют на него;
- Узнаете разницу между сознательным и бессознательным компонентом в формировании поведения;
- Получите понятие о сенсорной перегрузке, гневе, истерике, вегетативной буре;
- Получите понимание поведения с точки зрения сенсорной интеграции;
- Узнаете сенсорные стратегии, которые помогут предотвратить срывы, проблемное поведение и агрессию;
- Узнаете об совместном решении проблем с поведением для формирования навыков саморегуляции;
- Узнаете о стратегиях саморегуляции.