Материал подготовлен при консультации:
Елены Владимировны Аверьяновой – практикующего нейропсихолога, клинического психолога, кандидата психологических наук, доцента Института психологии и специального образования, ведущей практических семинаров, тренингов и обучающих программ для специалистов.
Светланы Евгеньевны Филатовой – практикующего нейропсихолога, клинического психолога, преподавателя психологии, автор и спикер обучающих курсов, вебинаров, семинаров для специалистов и родителей.
Он особенно актуален для тех, кто сталкивается с трудностями в обучении, поведении, рассеянностью внимания и др. Метод помогает гармонизировать взаимодействие между движением и психическими функциями, что положительно сказывается на общем развитии ребёнка.
Понять механизм работы сенсомоторной коррекции становится проще, если обратиться к пирамиде обучения Вильямса и Шелленберга – наглядной схеме, отображающей этапы развития ребёнка и их взаимосвязь.
Первыми развиваются сенсорные системы, они начинают формироваться ещё внутриутробно.
На этом этапе развития дети проявляют врождённое любопытство к окружающему миру и активно его исследуют. Используя органы чувств для познания и взаимодействия, они также формируют пути, необходимые для следующей ступени.
Второй этап – сенсомоторное развитие – сочетание физического и когнитивного развития (например, ползание и хватание). Этот блок развивается практически одновременно с первым.
Действия на этом уровне уже включают в себя больше аспектов, чем в первом – ребёнку необходимо осознание тела и способность ориентироваться в пространстве, равновесие, моторное планирование.
Пример: Чтобы схватить предмет, нужно целенаправленно задействовать руку (схема тела), направить её в сторону объекта (пространственное восприятие и моторное планирование), удерживать положение тела (равновесие).
Сенсомоторная коррекция нацелена на оптимизацию сенсорной и моторной сфер через специально подобранные упражнения.
Только качественный фундамент может стать залогом долговечного и надёжного дома – эта метафора хорошо отражает взаимосвязь сенсомоторного компонента и ВПФ.
“Возвращая” ребёнка в ходе занятий на начальные этапы, включая в работу функции подкорковых и стволовых образований, проходя эти этапы заново в правильной последовательности – соответствующей нормативному развитию – и заполняя пробелы, специалист, работающий в методе, способствует тому, чтобы неадаптивные нейронные связи ослабевали, а адаптивные – нужные – формировались и закреплялись.
То есть работа с высшими психическими функциями ведётся не напрямую, а опосредованно.
Важно отметить, что в рамках работы развиваются и высшие психические функции, и одновременно процессы, которые их обеспечивают:
– Межполушарное взаимодействие;
– Корково-подкорковое взаимодействие;
– Процессы возбуждения и торможения;
– Моторное планирование;
– Построение программы деятельности;
– Саморегуляция.
В рамках работы в методе упражнения используются не хаотично и не ситуативно – они выстраиваются в коррекционную программу, которая учитывает этапность в соответствии с нормативным онтогенетическим развитием и специфические ограничения, обусловленные отклоняющимся развитием.
Задача занятий заключается не только в создании новых функций, но и в активизации имеющихся нереализованных потенциалов.
Основные группы упражнений:
– Глазодвигательные;
– Дыхательные;
– Растяжки;
– Упражнения для развития психомоторных функций.
Минимальный набор инструментов можно найти даже дома – как правило, это ручка, мячик и часы.
Чтобы разнообразить задания новыми форматами и повысить интерес ребёнка, можно использовать нейрооборудование: балансировочные доски, координационные лестницы, фитбол, сенсорные мешочки, нейроковёр.
Пример упражнения с использованием координационной лестницы:
“Тик-так-хлоп”
Исходное положение: лицом к лестнице, руки на пояс, спина прямая, взгляд вперёд.
Задача ребёнка: выполнять действия под стук метронома (возможно устное проговаривание специалистом на начальных этапах).
На “тик” делается шаг в квадрат правой ногой, на “так” приставляется левая нога, на “хлоп” – ребёнок хлопает себя ладонью по бедру.
В этом упражнении идёт работа с серийной организацией движений и регуляторными функциями. Ребёнку нужно научиться плавно переключаться между действиями, удерживать программу и ориентироваться в пространстве.
Показания
Сенсомоторная коррекция будет полезна при многих распространённых трудностях поведения, обучения и адаптации:
Заключение о необходимости использования сенсомоторной коррекции можно выдвинуть только после проведения диагностики.
Оптимальный возраст для наиболее эффективной работы – от 3 лет – это рубеж, когда возникает “я”, и ребёнок начинает осознавать себя как личность. Работа до 3-х лет возможна, но она требует от специалиста компетенций ранней помощи и иной процедуры проведения.
Пример успешного использования метода:
Мальчик 5 лет
Установлена ЗРР
Жалобы родителей на трудности концентрации внимания, ограниченный словарный запас и задержку речи.
В ходе диагностики выявлены недостаточность регуляторного компонента, сочетающаяся с несформированностью кинетико-кинестетического компонента двигательного акта на фоне нейродинамической дефицитарности.
Для работы выстроен коррекционный маршрут, включающий дыхательные, вестибулярные и глазодвигательные упражнения, растяжки, задания с метрономом, игры с мячами, ползания, массажи и самомассажи.
На промежуточном этапе работы отмечено повышение работоспособности (ребёнок дольше удерживается в рамках задания и занятия), улучшение способности к переключению, расширение словарного запаса.
Сенсомоторная коррекция имеет ряд ограничений.
К абсолютным противопоказаниям относятся:
– Острый период инфекционных заболеваний;
– Травмы в остром периоде и ранняя реабилитация после хирургических вмешательств;
Относительные противопоказания:
– Эпилепсия – занятия можно проводить только при сопровождении невролога;
– Генетические синдромы, психиатрические заболевания, дисплазия соединительной ткани, бронхиальная астма, сердечная недостаточность – с осторожностью и консультацией врача.
Несмотря на то, что сенсомоторная коррекция и сенсорная интеграция – это две методики с принципиально разными задачами, даже в профессиональной среде иногда встречается ошибочное отождествление.
Отличия у методик есть и в обосновании, и в мишенях воздействия, и в границах применения.
Процесс сенсорной интеграции подразумевает, что человек постоянно получает стимулы от сенсорных систем (зрение, слух, осязание и тд), мозг их обрабатывает, интерпретирует и выдаёт ответную реакцию. Если поступающая информация интегрируется некорректно, то возникает нарушение обработки сенсорной информации (НОСИ), которое будет проявляться поведенческими или эмоциональными симптомами. Сенсорная интеграция как коррекционная методика работает с имеющимися у ребёнка НОСИ, с целью научиться выдавать адаптивный ответ на внешние раздражители.
В основе сенсомоторной нейрокоррекции лежит учёт закономерности развития головного мозга ребёнка, а также представление о том, что воздействие на базовый сенсомоторный уровень развития активизирует развитие всех высших психических функций. Если произошло нарушение на более низких уровнях – в сенсорной и моторной сферах – то, как следствие, последующие уровни – высшие психические функции – не смогут развиваться корректно.
Сенсорная интеграция показана детям с нарушениями обработки сенсорной информации – например, по типу гипер- или гипочувствительности. Это могут быть как дети с особенностями развития и диагнозами, так и нормотипичные и интеллектуально сохранные дети.
Сенсомоторная коррекция разработана для детей с задержкой или нарушением формирования высших психических функций, когда первичны именно стволовые и подкорковые дефициты, а снижение функции корковых отделов вторично по отношению к ним.
Автор методики сенсорной интеграции – американский эрготерапевт Энн Джин Айрес. Именно она описала ряд симптомов – поведенческих и эмоциональных проявлений, связанных с нарушением обработки сенсорной информации. А также предложила последовательную методику для помощи при этих состояниях, позволяющую интегрировать поступающую сенсорную информацию из разных сенсорных каналов.
В основу сенсомоторной коррекции легли принципы и учения многих отечественных учёных:
– Льва Семёновича Выготского – “Патриарха российской психологии”, автора учения “О высших психических процессах”;
– Александра Романовича Лурии – основоположника нейропсихологии и автора концепции о трех функциональных блоках мозга, которая легла в основу всех видов нейрокоррекции;
– Николая Александровича Бернштейна – психофизиолога и учёного, разработавшего теорию двигательной активности;
– Любови Семёновны Цветковой – отечественного нейропсихолога и заслуженного профессора МГУ, ученицы А.Р. Лурии, автора учения о нейробиологической реабилитации пациентов.
Опираясь на работы этих учёных, две группы авторов выдвинули дополняющие друг друга концепции:
– Анна Владимировна Семенович и Борис Алексеевич Архипов разработали в 90-х годах XX века метод замещающего онтогенеза, направленный на развитие мозга путём стимулирования сенсомоторного компонента.
– Татьяна Германовна Горячёва и Альфия Сергеевна Султанова сформулировали в 2003 году теорию о том, что нарушения психической деятельности связаны с недостаточностью подкорковых структур, в связи с чем акцент в работе делается на 1-й блок мозга.
При работе по методу сенсорной интеграции используют постепенную стимуляцию органов чувств в определённых условиях, а также создание специальных условий для облегчения взаимодействия с внешним миром и снижения нагрузки на сенсорные системы.
В сенсомоторной коррекции используется система упражнений, направленных на стимуляцию моторной и сенсорной сфер, как бы “возвращающих” ребёнка к этому этапу развития. Посредством этих упражнений активируются процессы, обеспечивающие высшие психические функции (например, межполушарное взаимодействие), за счёт чего возможны коррекция и формирование самих ВПФ.
| Оба метода могут дополнять друг друга: идти параллельно или применяться последовательно (например, сначала занятия по методу сенсорной интеграции, а затем – сенсомоторной коррекции). Выбор подхода или решение об их совместном применении зависит от индивидуальных потребностей и возможностей ребёнка.
Сенсомоторная нейрокоррекция пригодится в практике специалистам, которые работают с детьми с задержкой или нарушением формирования высших психических функций, а также имеют возможность проводить коррекционные занятия:
– Психологи;
– Нейропсихологи;
– Логопеды;
– Дефектологи;
– Педагоги.
Обучение, как правило, либо входит в программы переподготовки и высшего образования, либо проводится отдельно в качестве повышения квалификации.
Например, в PROШКОЛА есть отдельный обучающий курс “Сенсомоторная коррекция. Практика”, рассчитанный на 3,5 месяца обучения.
В программе большое внимание уделено теоретическому базису – работе сенсорных систем, теории двигательной активности Н.А. Бернштейна, методу замещающего онтогенеза, изучению простейших младенческих рефлексов – это помогает специалистам глубже понимать принципы, по которым строится коррекционная работа и иметь возможность выстраивать индивидуальный маршрут под каждого ребёнка, с учётом всех его особенностей.
Курс практикоориентированный, поэтому в рамках обучения есть самостоятельные практические работы по диагностике и по коррекции. Отдельный модуль посвящён нейрооборудованию – в нём представлен разбор каждого инструмента, принципы работы и примеры упражнений с видеоматериалами.
В программе предусмотрены промежуточные и итоговое тестирования, чтобы специалисты имели возможность закрепить пройденный материал и “присвоить” себе полученные знания.
В дополнительные материалы входят видео с подробным разбором основных упражнений – глазодвигательных, дыхательных, растяжек и упражнений для развития психомоторных функций – по 5-10 в каждой группе. Каждое упражнение включает описание и принципы выполнения, рекомендации, как давать инструкцию детям, варианты упрощения и усложнения, разбор частых ошибок при выполнении.
По итогам обучения специалистам выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 72 академических часа.
Курс ведёт практикующий нейропсихолог, клинический психолог, кандидат психологических наук и доцент Института психологии и специального образования Елена Владимировна Аверьянова.
Познакомиться с программой, датами старта и другими курсами можно здесь ⬅️
В рамках сенсомоторной нейрокоррекции часто даются домашние задания, которые родителям следует выполнять вместе с детьми – это повышает эффективность работы и ускоряет прохождение коррекционного маршрута. Однако к самостоятельному составлению программы без сопровождения специалиста стоит относиться скептически.
Действительно, в интернете и литературе есть много упражнений с готовыми описаниями, которые можно сразу начать выполнять. Но стоит помнить, что упражнения – это лишь верхушка айсберга, а его тело – это глубокое понимание функционирования головного мозга и нервной системы в целом, особенностей и закономерностей детского развития.
Каждое упражнение в сенсомоторной коррекции выполняется не “для галочки”, а для решения конкретной задачи. Более того, огромное значение имеет и последовательность выполнения упражнений в рамках программы – она должна повторять этапы нормативного развития ребёнка в онтогенезе. Без знания механизмов работы этих упражнений сложно оценить их пользу или понять, какие именно методики нужны конкретному ребёнку.
Применение сенсомоторной коррекции без соответствующей подготовки и фундаментальной теоретической базы может быть не только неэффективным, но и потенциально опасным. Неправильное применение техник способно привести к переутомлению, дискомфорту или даже усилению проблем, с которыми изначально планировалось работать.
Наилучший вариант для продуктивной работы – стать союзником для специалиста, с которым работает ваш ребёнок: интересоваться ходом и процессом работы, активно включаться в занятия при разрешении педагога, выполнять рекомендованные задания дома, консультироваться и запрашивать обратную связь.
Сенсомоторная нейрокоррекция – это эффективный инструмент для работы с детьми, имеющими трудности в обучении, развитии и адаптации.
Важно помнить, что сенсомоторная коррекция — это не просто набор упражнений, а комплексная программа, учитывающая индивидуальные особенности ребёнка. Её успешность зависит от точной диагностики, грамотного построения маршрута и профессионального подхода специалиста. При правильном применении методика помогает не только устранить текущие проблемы, но и раскрыть потенциал ребёнка, создавая базу для его гармоничного развития.